Троицкий собор.



Господствующая высота нашего города -
Соколовая гора, круто спускающаяся к реке Волге.
С неё хорошо просматривается старейшая часть
города Саратова - теперешний Волжский район. В
1674 году в эти места был прислан
полковник-"градоделец" с указом царя: "Саратов на
горах делать новый". Город стали строить на более
высоком и удобном в военном отношении правом
берегу Волги, с центром на бывшей
Старособорной, ныне Музейной площади. Здесь в
1685 году было начато строительство Троицкого
собора - единственного сохранившегося до нашего
времени памятника русской архитектуры конца
XVII века.
Троицкий собор был одним из первых каменных
зданий в Саратове. Он выстроен в стиле
"нарышкинскорго борокко". Название стиля
связано с Нарышкиными, богатыми
родственниками царя Петра I, которые в конце
XVII - начале XVIII вв. строили в Подмосковье
живописные и роскошные здания.
Саратовский Троицкий собор был сооружен, как
предполагают, зодчими из крепостных князей
Голицына в традиционной для того времени
композиции. На четырехугольном основании
(четверике) покоится восьмиугольный объем
(восьмерик). На восьмерике поставлен изящный
барабан, образующий как бы башенку с золоченым
куполом. Тонкие колонки по углам, ребрам граней
архитектурных объемов, орнамент под карнизом,
золотая "луковица"-купол образуют живописный
наряд, он дополняется пышными наличниками
окон и их затейливыми узорами. Все это создает
неповторимый праздничный облик здания.
Еще красивее стал собор с постройкой в
середине XVIII в. колокольни. Высокий шатер с
маленькой золоченой главкой, открытая галерея,
украшенная резными балясинами, легкими арками,
кокошниками, окна-слухи по граням шатра
придают колокольне большую декоративность.
Колокольня выглядит легкой, стройной, как бы
устремленной ввысь.
Троицкий собор не повторяет какой-либо храм
той эпохи. Он оригинален и самобытен. Как
памятник русского зодчества рубежа XVII-XVIII
столетий Троицкий собор находится под охраной
государства.
На колокольне собора имелись большие часы.
Изготовил их и следил за их ходом
механик-самоучка саратовский кузнец Василий
Решетов, которого прозвали "Часоводцем". Во
время пожара 1757 г. часы сгорели, но Василий
Решетов стремя кузнецами и двумя плотниками
восстановили весь механизм и часы вновь были
установлены на колокольне. "А дабы оные всегда
в своем действии порядок имели", следить за
часами снова поставили часоводца Решетова. К
сожалению этот памятник кузнечного искусства
не сохранился.