История.
Более 120 лет назад в Саратове о железной дороге многие знали понаслышке.
В конце
50-х годов XIX века в городе образовалось акционерное общество, которое
взялось
строить участок железной дороги Москва-Саратов. Но намеченные работы не
были
выполнены до конца. Построили только участок от Москвы до Рязани.
В 1865 году, получив концессию на постройку железной дороги Рязань-Козлов,
общество приступило к строительству 198-верстного участка. Строительство
велось
небывалыми темпами, люди работали по 12-17 часов в сутки, получая за свой
труд
меньше прожиточного минимума. Жилье рабочего, завербованного на стройку,
состояло из ямы-землянки и куска доски вместо постели. Похлебка варилась
из
вонючей солонины, а чтобы люди не разбегались и не бунтовали, хозяева в
зоне работ
выставляли казацкую охрану. 4 сентября 1866 года участок был открыт для
движения
поездов, на этот раз предпринимателям понадобилось для строительства всего
полтора
года. Линия Козлов-Тамбов начала работать и давать хозяевам прибыль в 1869
году.
За год до этого, в 1868 году, в удовлетворение ходатайства Саратовского
губернского
земства, Кирсановского уезда и Саратовского городского общества была утверждена
комиссия на строительство Тамбово-Саратовской железной дороги, протяженность
которой, после уточнения на месте, составила 554 версты. Первый ее участок
Тамбов-Умет был открыт для движения "первой чугунки" в августе 1870 года,
третий -
до Саратова - 17 июля 1871 года. Таким образом с этого года наш город связывается
с Москвой железной дорогой.
Хотя данные относительно постройки саратовского вокзала противоречивы,
можно
считать, что он построен в 1871-1872 годах. Уже позже, в 1899 году, саратовский
архитектор Петр Митрофанович Зыбин реконструирует здание железнодорожного
вокзала. Был изменен фасад, сделаны боковые постройки. В таком виде здание
вокзала
просуществовало по 1977 год, когда вновь произвели его перестройку.
В 1839 году участки дороги Ртищево-Кирсанов, Пенза-Балашов,
Обновка-Балашов-Камышин были отделены от Рязано-Уральской железной дороги
и
лишь в 1958 году эти участки вновь присоединены к Приволжской дороге,
образованной в 1953 году по постановлению правительства. В ней объединились
в одну
бывшая Рязано-Уральская и часть Сталинградской железной дорог.
Архитектура.
Здание железнодорожного вокзала построено по проекту старшего архитектора
службы пути П. Зыбиным. В силу своей должности он был обязан составлять
проекты
железнодорожных построек, сооружений и проводить архитектурный контроль
за их
строительством. Железнодорожная больница, церковь-школа на товарной станции...
Но
главное, первоочередное - вокзалы, вокзалы... Их было много: старый саратовский,
курдюмский, аткарский, салтыковский, ртищевский. Эти первыми пришедшие
на
память, и многие другие, разные по размерам, композиции, отделке - все
они
родственны, схожи по сути, а если приглядеться, - и по принципам, формам,
деталям.
Главное здесь - симметрия как вполне демократичная предпосылка возможности
пассажирам, едущим туда или обратно, одинаково оценить постройку (в самом
деле
ведь симметричен же вагон?). Исключительно важным мастер считал учесть
восприятие постройки в движении. Отсюда перенос основного напряжения стены
на
нижний этаж (уровень глаз пассажира); верхней же части фасада отдавались
крупные
формы: завершения ризалитов - аттики, арки, башни. Это было не случайно,
очень
существенно. Ведь вокзал автоматически становится лицом, визитной карточкой,
парадными воротами любого населенного пункта, к которому подходила
железнодорожная ветка.
Привокзальные площади претендовали на главные роли, новое строительство
-
жилые дома, гостиницы, трактиры, магазины и лавки - все тяготело к вокзалам...
Будете в дороге - поднимите на минуту глаза от стакана с чаем и выгляните
в окно -
там островками уюта и последним напоминанием о тепле оставленных вами городов
светятся и пролетают вокзалы.
|