Железнодорожный вокзал
в Саратове.



История.
Более 120 лет назад в Саратове о железной дороге многие знали понаслышке. В конце
50-х годов XIX века в городе образовалось акционерное общество, которое взялось
строить участок железной дороги Москва-Саратов. Но намеченные работы не были
выполнены до конца. Построили только участок от Москвы до Рязани.
В 1865 году, получив концессию на постройку железной дороги Рязань-Козлов,
общество приступило к строительству 198-верстного участка. Строительство велось
небывалыми темпами, люди работали по 12-17 часов в сутки, получая за свой труд
меньше прожиточного минимума. Жилье рабочего, завербованного на стройку,
состояло из ямы-землянки и куска доски вместо постели. Похлебка варилась из
вонючей солонины, а чтобы люди не разбегались и не бунтовали, хозяева в зоне работ
выставляли казацкую охрану. 4 сентября 1866 года участок был открыт для движения
поездов, на этот раз предпринимателям понадобилось для строительства всего полтора
года. Линия Козлов-Тамбов начала работать и давать хозяевам прибыль в 1869 году.
За год до этого, в 1868 году, в удовлетворение ходатайства Саратовского губернского
земства, Кирсановского уезда и Саратовского городского общества была утверждена
комиссия на строительство Тамбово-Саратовской железной дороги, протяженность
которой, после уточнения на месте, составила 554 версты. Первый ее участок
Тамбов-Умет был открыт для движения "первой чугунки" в августе 1870 года, третий -
до Саратова - 17 июля 1871 года. Таким образом с этого года наш город связывается
с Москвой железной дорогой.
Хотя данные относительно постройки саратовского вокзала противоречивы, можно
считать, что он построен в 1871-1872 годах. Уже позже, в 1899 году, саратовский
архитектор Петр Митрофанович Зыбин реконструирует здание железнодорожного
вокзала. Был изменен фасад, сделаны боковые постройки. В таком виде здание вокзала
просуществовало по 1977 год, когда вновь произвели его перестройку.
В 1839 году участки дороги Ртищево-Кирсанов, Пенза-Балашов,
Обновка-Балашов-Камышин были отделены от Рязано-Уральской железной дороги и
лишь в 1958 году эти участки вновь присоединены к Приволжской дороге,
образованной в 1953 году по постановлению правительства. В ней объединились в одну
бывшая Рязано-Уральская и часть Сталинградской железной дорог.


Архитектура.
Здание железнодорожного вокзала построено по проекту старшего архитектора
службы пути П. Зыбиным. В силу своей должности он был обязан составлять проекты
железнодорожных построек, сооружений и проводить архитектурный контроль за их
строительством. Железнодорожная больница, церковь-школа на товарной станции... Но
главное, первоочередное - вокзалы, вокзалы... Их было много: старый саратовский,
курдюмский, аткарский, салтыковский, ртищевский. Эти первыми пришедшие на
память, и многие другие, разные по размерам, композиции, отделке - все они
родственны, схожи по сути, а если приглядеться, - и по принципам, формам, деталям.
Главное здесь - симметрия как вполне демократичная предпосылка возможности
пассажирам, едущим туда или обратно, одинаково оценить постройку (в самом деле
ведь симметричен же вагон?). Исключительно важным мастер считал учесть
восприятие постройки в движении. Отсюда перенос основного напряжения стены на
нижний этаж (уровень глаз пассажира); верхней же части фасада отдавались крупные
формы: завершения ризалитов - аттики, арки, башни. Это было не случайно, очень
существенно. Ведь вокзал автоматически становится лицом, визитной карточкой,
парадными воротами любого населенного пункта, к которому подходила
железнодорожная ветка.
Привокзальные площади претендовали на главные роли, новое строительство -
жилые дома, гостиницы, трактиры, магазины и лавки - все тяготело к вокзалам...
Будете в дороге - поднимите на минуту глаза от стакана с чаем и выгляните в окно -
там островками уюта и последним напоминанием о тепле оставленных вами городов
светятся и пролетают вокзалы.