Церковь "Утоли моя печали".


фотография Николая Кленова.

  Это красивое название принадлежит небольшой церквушке, которая находится
рядом с городским парком "Липки", рядом с саратовской консерваторией. Раньше это
была домовая церковь саратовского архиерея Гермогена. Полуигрушечное здание

церкви построено в 1907 году по проекту архитектора П. Зыбина. Творчество этого
мастера отличается внутренней противоречивостью. В нем можно проследить тягу
мастера к модерну и одновременно его академические взгляды.
  Итак, с одной стороны, традиционный ("под XVII век") вид культовой постройки,
включая композицию фасада и плана, большинство элементов и деталей.
Исключительно важное значение приобретает в этом случае характер заказа (и заказчик). Как известно, Гермоген был ярым противником всякого рода новаций, не
этим ли объясняется его выбор традиционного, почти архаичного типа культовой
постройки. Как видно, П. Зыбин уже с самого начала был поставлен в жесткие рамки
требований заказчика (относительно типа храма, количества главок, их формы и т.п.). Кроме того, архитектору необходимо было учитывать соседство архиерейского

жилого дома и, главным образом, торговых рядов. Все эти ограничения оказались
слишком сильными для П. Зыбина, стоявшего тогда, если можно так выразиться, лишь
одной ногой на позициях модерна (проект составлен в 1904 году). Не получил

городской центр культовой постройки в новом стиле, не получилось и стилевого
компромисса  (хотя нельзя не отметить особой камерности церкви, ее современного цветового решения - несомненных модернистских черт).
   Но, увлекшись стилевым анализом храма, как бы не забыть его объективных
достоинств. Действительно, он необыкновенно удачно вписался как в застройку
архиерейской усадьбы, так и в ансамбль центра, завершив треугольник храмовых
вертикалей Новой Соборной площади. Нет нужды подробно описывать архитектуру
самого здания, - всякий, наверное, любовался разноцветными главками, которые то
ввинчиваются в небо, то поблескивают выпуклостями цветных чешуек или изящным
зигзагом закомар. Откровенно декоративная, нарядная и веселая, эта постройка

играет свою, только ей посильную роль, служит камертоном настроения спешащих
мимо горожан и непременным магнитом для туристов.